Программа обследования уровня загрязнения и разработка программы оч

Исследования уровней загрязнения полихлорированными бифенилами на о. Греэм-Белл (Архипелаг Земля Франца-Иосифа)


2004

Введение

Полихлорированные бифенилы (ПХБ) являются стойкими хлорорганическими соединениями технического назначения, которые, благодаря своим физико-химическим свойствам и техническим характеристикам нашли широкое применение в промышленности, особенно при производстве мощного электротехнического оборудования в качестве трансформаторных масел и диэлектрических жидкостей конденсаторов. Вместе с тем, установленные позднее их экологические и токсилогические характеристики дали основание для отнесения их, наряду с некоторыми другими хлорорганическими соединениями к числу наиболее опасных глобальных загрязнителей.

Эти вещества, способные переноситься на большие расстояния воздушными массами, морскими и речными течениями, представляют особую опасность для экосистем и населения Арктики. Конденсируясь в холодных климатических условиях этого региона, они, благодаря плохой растворимости в воде и высокой растворимости в жирах, концентрируются в богатых жирами арктических пищевых цепях, достигая особенно высоких концентраций в биологических видах верхних трофических уровней. Так как эти животные составляют основу традиционного питания многих коренных народов Арктики, некоторые их общины были отнесены к числу наиболее подверженных воздействию стойких органических загрязнителей (СОЗ) групп населения Земли, причем ПХБ среди этих токсикантов занимают одно из ведущих мест.

Глобальная Стокгольмская Конвенция по СОЗ, которую подписала, но пока не ратифицировала Российская Федерация, устанавливает инструменты и механизмы прекращения производства и использования 12 наиболее токсичных СОЗ, в том числе и ПХБ. В связи с этим, а также особой опасностью СОЗ для Арктики, эти вещества являются предметом особого внимания природоохранных направлений деятельности Арктического Совета, прежде всего Программы арктического мониторинга и оценки (АМАП) и Плана Действий Арктического Совета по прекращению загрязнения Арктики (АКАП). Эти проблемы также находятся в сфере сотрудничества между Арктическим Советом и Баренцевым Евро-Арктическим Советом. В частности, на основании выводов и рекомендаций АМАП, выполняется специальный проект АКАП по прекращению использования ПХБ и обращению с ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации, который в настоящее время вступил в фазу выполнения инвестиционных демонстрационных проектов. Проведенная в рамках этого проекта инвентаризация производства ПХБ, ПХБ-содержащего оборудования и отходов установила, что из 180.000 тонн ПХБ, произведенных в СССР/России, около 53.000 тонн было использовано при производстве лаков, красок, смазочных жидкостей и других материалов, использованных в открытых системах.

Доклады АМАП по оценке загрязнения Арктики, представленные Арктическому совету в 1997/1998 и 2002 г.г., представили свидетельства того, что экосистемы в районах архипелагов Свалбард и Земля Франца-Иосифа имеют наиболее высокие уровни загрязнения ПХБ среди арктических районов. В частности, ПХБ признаны одним из основных факторов воздействия на популяции белых медведей. Принимая во внимание отсутствие данных о наличии местных источников загрязнения ПХБ, а также данные, полученные на станции мониторинга атмосферного переноса СОЗ Ципеллин (Ню-Олесунд, Свалбард), было признано, что основным фактором загрязнения экосистем этих архипелагов является дальний атмосферный перенос.

Во исполнение поручения Киркенесской встречи на высшем уровне Баренцева Евро-Арктического Совета (январь 2003 г.), Секретариат АМАП, при финансовой поддержке Финансовой Экологической Корпорации Северных Стран (НЕФКО), в 2003 г. организовал выполнение проекта «Обновление перечня экологических «горячих точек» в российской части Баренцева региона: Предложения по экологически значимым инвестиционным проектам». Во время выполнения этого проекта природоохранными органами Архангельской области была выражена озабоченность и представлена информация о загрязнении на территории государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа». Образованного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 571-р. Это касается, прежде всего, территорий полярных станций, закрытых в настоящее время, и территории, ранее занимаемой Минобороны РФ. Всего на территории архипелага, по данным природоохранных органов. Оставлено около 30-40 тысяч тонн ГСМ и отработанных масел в бочкотаре. Принимая во внимание, что многие из этих материалов были завезены в 60-70 г.г., часть бочек и контейнеров корродировала и протекает. Наиболее высокое загрязнение было отмечено на о Греэм-Белл. В представленном меморандуме был сделано заявление, что дальнейшее разрушение тары вследствие коррозии может привести к значительному разливу этих материалов и непоправимому экологическому ущербу арктическому региону России и странам Баренцева региона.

Эта информация послужила основанием того, что в список приоритетных «горячих точек» российской части Баренцева региона и, соответственно, рекомендуемых проектов, решением совещания Министров окружающей среды Баренцева Евро-Арктического Совета (Лулео, Швеция, август 2003 г.) был включен проект «Обследование и подготовка предложений по реабилитации Земли Франца Иосифа». Принимая во внимание упоминавшийся выше факт, что 53.000 тонн ПХБ было использовано для производства различных материалов, включая смазочные материалы, было сделано заключение о возможности наличия ПХБ в отработанных машинных маслах в качестве добавок. В этом случае, циркумполярная угроза загрязнения на ЗФИ может быть особенно велика.

На основании выводов вышеупомянутого доклада, Росгидромет, как головное ведомство по выполнению обязательств Российской Федерации в рамках АМАП, поручил Северному межрегиональному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северному УГМС) и Региональному Центру «Мониторинг Арктики», при поддержке Полярного Фонда, провести обследование уровней загрязнения ПХБ в северной части о. Греэм-Белл. Работа была выполнена при финансовой поддержке Секретариата АМАП и ряда стран-членов Арктического Совета силами вышеуказанных российских организаций. Доставка экспедиционной группы к месту работ была организована Северным УГМС в августе-сентябре 2004 г. на НЭС «Михаил Сомов», на борту которого находился вертолет МИ-8, принадлежащий ОАО «Второй Архангельский авиаотряд». Отбор проб произведен специалистами Архангельского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ГУ «Архангельский ЦГМС-Р»). Подготовка к отбору проб и их лабораторный анализ выполнен региональным Центром «Мониторинг Арктики».

Организация работ, выполненных в сентябре 2004 года на архипелаге Земля Франца-Иосифа

Обследование включало в себя:

  1. Облет территории о.Греэм-Белл с целью определения мест возможного загрязнения.
  2. Отбор проб грунта.
  3. Отбор проб технических жидкостей.

Доставка оборудования и экспедиционного состава к архипелагу Земля Франца-Иосифа была произведена на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов» в период с 26 августа по 3 сентября 2004 г.

Для обследования о.Греэм-Белл использовался вертолет МИ-8, принадлежащий ОАО «Второй Архангельский авиаотряд». Облет и отбор проб был выполнен 2 и 3 сентября 2004 г.

Отбор проб грунта выполнялся в соответствии с методическими указаниями Регионального центра «Мониторинг Арктики» (РЦМА) Росгидромета.

Было обследовано пять пунктов, выполнен отбор проб и фотографирование мест отбора

  1. Пост ПВО с передвижными и стационарными локаторным установками (пробы грунта 1-22, проба жидкости 1).
  2. Жилой поселок со складами бочек и емкостей ГСМ (пробы грунта 23-88, пробы жидкости 2-5).
  3. Район взлетно-посадочной полосы с емкостями ГСМ. (пробы грунта 89-121, проба жидкости 6).
  4. ГСМ в бочках на прибрежном пляже (пробы грунта 122-161).
  5. ГСМ в бочках на прибрежном пляже (пробы грунта 162-188, пробы жидкости 7-8)
  6. Отбор проб выполнил инженер-океанолог Архангельского ЦГМС-Р Панченко О.А.

    Выводы

    По итогам выполненных работ по исследованию загрязнения северной части о. Греэм-Белл можно сделать следующие выводы.

    1. 1. В результате экспедиционных работ отобрано 188 проб почв и 8 проб технических жидкостей. Полихлорбифенилы (ПХБ) обнаружены на всех участках отбора проб.
    2. 2. В большей части проб почв уровень содержания ПХБ не превосходит допустимых норм – 131 проба. В 57 пробах, что составляет 30,2%, уровень загрязненности превысил ДК. (В единицах ОДК – 17 проб или 9%). Максимальные обнаруженные концентрации ПХБ превышают уровень ДК и ОДК более чем в 5 раз.
    3. 3. Суммарный уровень содержания ПХБ в пробах технических жидкостей колеблется от 429,26 до 0,43 нг/л. Максимальные значения содержания ПХБ в технических жидкостях были зафиксированы в районе жилого поселка – проба № 2. Минимальные показатели обнаружены в районе пляжа у бочек с ГСМ – проба №7.
    4. 4. Исходя из общего количества ПХБ, содержащихся в почве, проводить рекультивацию земель и очистку водоемов экономически нецелесообразно. Вместе с тем, обследованный район может рассматриваться как источник загрязнения ПХБ для других районов Арктики.
    5. 5. В местах складирования ГСМ обнаружено загрязнение земной поверхности нефтяными углеводородами (НУ). Поскольку задача исследования нефтезагрязненных земель и вод не ставилась, масштабы загрязнения территории северной части о. Греэм-Белл, неизвестны. НУ представляют собой следующую угрозу окружающей среде:
      • • отравление живых организмов и даже их гибель при попадании их вовнутрь при питании и на поверхность тела;
      • • угнетение растительности на загрязненных и прилегающих участках;
      • • ухудшение качества воды водоемов и водотоков, что делает их малопригодными для обитания биоты, также использования для технических и хозяйственно-бытовых нужд;
      • • увеличение альбедо земной поверхности и, как следствие, нарушение теплового режима почв и грунтов, что в условиях наличия многолетнемерзлых пород может привести к активизации экзогенных процессов – образованию оврагов, оползней, термоабразии берегов;